Проблемы и трудности общения у детей.
Ранний детский возраст – это период становления психомоторных функций, речевого развития, а также наработки поведенческих навыков и развития высших уровней центральной нервной системы. Сегодняшняя экологическая обстановка, экономически-социальное положение общества нередко способствует тому, что развитие детей происходит с нарушениями, среди которых в большом количестве случаев выявляют довольно серьезные проблемы.
Своевременно обратить внимание на проблемы, поддающиеся коррекции, а также выявить патологии, требующие компенсации, помогает диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.
Почему это важно?
Крайне необходимо уловить присутствие характерных проблем именно в раннем дошкольном возрасте. Так как это определяющий период, считающийся стратегически важным для дальнейшего речевого, умственного, эмоционального прогресса.
При грамотном и своевременном подходе к диагностике есть большие шансы скорректировать имеющиеся дефекты. Если же области психологического здоровья крохи должного внимания не уделить, нивелировать запущенную форму нарушений будет куда сложней.
Методика и практика.
Диагностика развития детей раннего дошкольного возраста осуществляется в следующих направлениях:
- определение уровня развития речи;
- исследование сенсорного восприятия;
- оценка двигательной активности;
- изучение социально-эмоциональной сферы;
- определение уровня освоения бытовых навыков.
Для каждой возрастной группы имеются нормативы, устанавливающие планку необходимого уровня развития.
В ходе тестирования специалист (психолог, дефектолог, невропатолог) определяет соответствие нормативной шкале отдельных сфер психологического здоровья конкретного ребенка.
Как осуществляется диагностика?
Сегодня применяются наиболее эффективные методики для диагностики развития детей раннего, а также дошкольного возраста. Ряд выводов делается лишь на основе наблюдения за поведением ребенка в той или иной ситуации. В ходе исследования малышу предлагаются игровые формы тестирования. Также осуществляется анализ на основе реакции ребенка на предлагаемые стимулирующие материалы (кубики, рисунки, цветные аппликации и т.д.).
Коррекционно-развивающая работа в малом дошкольном возрасте признана эффективным инструментом предупреждения серьезных проблем в ходе социальной адаптации и становления личности.
Своевременное обращение к методикам диагностики и коррекции проблем у детей малого и среднего дошкольного возраста позволяют помочь малышам развиваться правильно. А родителям, педагогам, социальным работникам это помогает создавать гармоничную среду для развития каждого ребенка.